Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АДИАФОРИСТСКИЕ СПОРЫ
1, С. 302 опубликовано: 22 апреля 2008г.


АДИАФОРИСТСКИЕ СПОРЫ

(см. Адиафора), споры в протестантизме XVI-XVII вв. по вопросам религиозно-нравственной оценки ряда действий человека или жизненных явлений. Понятием «адиафора» воспользовался Ф. Меланхтон. На основании Аугсбургского интерима 1548 г. император стремился обеспечить возврат протестантов к католич. Церкви. Это временное соглашение должно было регулировать религ. отношения на территории Римско-Германской империи до принятия окончательных решений Тридентским Собором. Согласно ему, допускалось Причащение под обоими видами для мирян и сохранение брака женатых священников, однако церковное устройство и католич. ритуал должны были быть повсеместно восстановлены. В Юж. Германии, где интерим проводился в жизнь под нажимом имп. власти, многие протестант. проповедники, не согласные с новым порядком, лишились должностей, часть из них отправилась в Магдебург, ставший центром сопротивления интериму. Герц. Мориц Саксонский, получивший за свою поддержку императора достоинство курфюрста и ставший владетелем Виттенберга, ввел в 1548 г. в своих землях разработанный при содействии Ф. Меланхтона Лейпцигский интерим. В этих условиях Меланхтон развил идеи о сохранении главных протестант. тезисов об оправдании перед Богом только верой, но в то же время о согласии с тем, что внешняя сторона культа, включая порядок богослужения и посты, будет осуществляться на католич. лад. Составители интерима объявляли, что не только определенные богослужебные формы и обряды, но и сами таинства Миропомазания, Елеосвящения, а также почитание святых представляют собой «внешние» по отношению к вере явления, относительно к-рых возможен компромисс с католиками. Меланхтон охарактеризовал их греч. термином «адиафора». Строгие лютеране под руководством Николая Амсдорфа и Матиаса Флация повели из Магдебурга атаку на интерим, утверждая, что в делах исповедания нет и не может быть ничего нравственно безразличного. На стороне Меланхтона выступили виттенбергские теологи И. Бугенхаген, Г. Майор и П. Эбер, а также лейпцигский теолог И. Пфеффингер и др. Спор продолжался и после Аугсбургского мира 1555 г., уравнявшего в правовом отношении в Германии католиков и протестантов. А. с. закончились фактической победой ортодоксального лютеранства.

Вторая волна А. с. относится к XVII в. и была связана с идейной борьбой между ортодоксальными лютеранами и сторонниками пиетизма, основоположниками к-рого были Ф. Я. Шпенер и А. Г. Франке. Спор шел о том, являются ли греховными светские радости - танцы, театр, украшения, игра в карты и т. д. Лютеране-ортодоксы видели в этих явлениях «адиафора», т. е. то, что не должно нормироваться, оставаясь в рамках свободы индивида. Пиетисты, напротив, считали подобные увлечения греховными. Поводом для споров стало строительство в 1681-1687 гг. Гамбургской оперы.

Ист.: Das Augsburger Interim von 1548. Neukirchen, 1970; Melanchthon deutsch. Lpz., 1997. Bd. 2: Theologie und Kirchenpolitik.
Лит.: Ritschl A. Geschichte des Pietismus. Bonn, 1884. Bd. 2; Бецольд Ф. фон. История реформации в Германии: Пер. с нем. СПб., 1900. Т. 2; Manschreck C. L. The Role of Melanchthon in the Adiaphora Controversy // Archiv für Reformationsgeschichte. 1957. Jg. 48; Wartenberg G. Philipp Melanchthon und die sächsisch-albertinische Interimspolitik // Lutherjahrbuch, 1988. Jg. 55; Rabe H. Reich und Glaubensspaltung: Deutschland, 1500-1600. Münch., 1989.
В. М. Володарский
Ключевые слова:
Богословие нравственное см. Нравственное богословие Адиафора, термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов Адиафористские споры - (см. Адиафора) споры в протестантизме XVI - XVII
См.также:
АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов
АБОРТ искусственный выкидыш
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым
БЕССРЕБРЕНИКИ
БИОЭТИКА область междисциплинарного знания о границах допустимого вмешательства в процессы жизни и смерти человека посредством новейших биомедицинских технологий